Расскажем, как стать фрилансером с нуля без опыта, где искать заказчиков и куда идти учиться, чтобы зарабатывать в интернете.
Рынок фриланса растет. За 2020 год согласно исследованию PWC Россия вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении.
Фриланс — удалённая кратковременная работа с разными заказчиками. Выполняете какую-то задачу для одной компании, а потом делаете работу для другой, но не числитесь в их штате.
При этом работать на фрилансе — не значит постоянно искать новых заказчиков: можно вести одновременно несколько постоянных проектов. Это как обычная работа, просто официально у вас не будет постоянного трудоустройства.
Итак, что такое фриланс разобрались.
Перейдем к основной теме: фрилансер — кто это за человек такой и как стать фрилансером.
Содержание:
- 1 Кто такой фрилансер
- 2 Плюсы и минусы фриланс работы
- 3 Как стать фрилансером с нуля
- 4 Начинающий фрилансер – 9 советов
- 5 Что можно делать на фрилансе
- 6 Как строится работа на фрилансе
- 7 Где брать клиентов
- 8 Популярные фриланс-площадки
- 9 Налоги для фрилансеров
- 10 Книги, которые помогут вести переговоры и договариваться с клиентами:
- 11 Заключение
- 12 Вам будет интересно:
Кто такой фрилансер

Фрилансер — это человек, который:
Сам организует свой труд, ищет клиентов, получает прибыль и платит налоги.
Выполняет разовые проекты или периодически решает задачи одного заказчика.
Работает по гражданско-правовому договору или на основе других договоренностей.
Человек может использовать фриланс как источник дополнительного заработка. В этом случае фрилансер параллельно имеет работу, которую выполняет у работодателя по трудовому договору. Значит, фрилансом будет только та часть занятости, которую человек организует самостоятельно.
Чтобы платить налоги и спать спокойно следует зарегистрироваться самозанятым или индивидуальным предпринимателем.
Часто понятия «фрилансер» и «удаленный сотрудник» используют как синонимы, но это не так. В отличие от фрилансера, удаленный сотрудник официально трудоустроен в одну компанию и работает по нормированному графику. Фрилансер же сотрудничает с разными клиентами и устанавливает график работы сам для себя.
Плюсы и минусы фриланс работы

Изучая вопрос «как стать фрилансером», необходимо ознакомиться с плюсами и минусам этой профессии.
Плюсы фриланса
Преимущества фриланса, из-за которых в него стремятся попасть люди из найма:
Работа из любой точки мира | Для работы потребуется только компьютер и выход в интернет. Можно не ждать отпуска, чтобы путешествовать. Вы свободно передвигаетесь по миру без привязки к конкретному городу. |
Сами устанавливаете график работы | Если вы сова и любите начинать работу во второй половине дня, на фрилансе это возможно. Вы сами формируете свой график работы, главное — укладываться в дедлайны, поставленные клиентом. |
Можно работать с заказчиками со всего мира | На фрилансе вы не ограничены географией работодателя. Вы можете сотрудничать с заказчиками из других городов и стран. |
Много интересных проектов | Для тех, кто не любит рутину, разнообразие проектов и задач позволяет постоянно быть в динамике. |
Нетворкинг | На фрилансе нужно постоянно общаться с новыми людьми на разных проектах. Вы приобретаете большой круг полезных знакомств. |
Минусы фриланса
При переходе на фриланс работу многие забывают про его минусы. Их важно учитывать, чтобы не разочароваться и не опустить руки в первое время работы:
Высокая конкуренция среди фрилансеров | Без хорошего портфолио сложно получить заказы. Необходимо постоянно развиваться, проходить курсы, пополнять портфолио, чтобы конкурировать на рынке. |
Заработок напрямую зависит от трудоспособности | Здесь нельзя отсидеть часы, как на обычной работе и потом получить зарплату. Сколько поработал, столько и заработал. Приходится работать больше и усерднее, чем в найме. |
Нет оплачиваемых отпусков и больничных | Многие фрилансеры начинают гнаться за проектами и боятся уйти в отпуск, потому что тут же теряют в заработке. На этот случай придется запланировать отдельный бюджет и учиться договариваться с клиентами. |
Нет гарантий | Вам может попасться нечестный заказчик. На фрилансе никто не гарантирует, что вы получите деньги за свою работу. |
Как стать фрилансером с нуля

Полноценный фриланс не для новичков. Если же вы совсем, совсем новичок, то следует начать зарабатывать на буксах. Это по сути фриланс пробный для новичков. Здесь вы пройдете школу фриланса для начинающих на простейших заданиях. Переходя на более сложные, вы сможете решить — получится ли из вас полноценный специалист, сможете ли освоить работу фрилансером на дому.
Начинающий фрилансер – 9 советов
Изучая вопрос «как стать фрилансером» необходимо уяснить несколько простых истин, которые помогут вам в дальнейшем. Вот они:
- Вежливо общайтесь с клиентами, но в то же время не переходите грань — раболепие тут не нужно.
- Полностью оформляйте профили на биржах. Желательно использовать реальное имя и фото.
- Старайтесь собирать портфолио и показывать его по требованию.
- Честно выполняйте задачу. Если что-то не получается, лучше сразу сообщить заказчику.
- Лучший способ продвижения своих услуг — качественно выполнять работу. Тогда у вас будет «сарафанное радио» и поток лояльных клиентов. Но чтобы создать такой поток, нужно время и заказчики.
- В фрилансе очень много кидал. Остерегайтесь их!
- Постоянно учитесь и повышайте свой скилл. Прогресс — залог успеха в фрилансе.
- Постепенно находите все новые каналы привлечения клиентов. Создайте простенький сайт-визитку, зарегайтесь в Яндекс.Услугах, хорошо оформите соцсети, следите за ситуацией на рынке.
- Даже если вы нашли постоянного заказчика — не сбавляйте темпов и продолжайте сидеть на биржах, в тематических пабликах или телеграм-каналах. Заказчик может уйти, а вы останетесь ни с чем (тру стори).
Конечно же, это очень общие правила. Тем не менее, их все равно нужно соблюдать. Хотя бы потому, что хорошее и честное отношение к клиенту в будущем обязательно даст свои плоды.
Что можно делать на фрилансе

Всё что угодно, если это можно делать удалённо. На фрилансе работают копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, SMM-специалисты, таргетологи и другие специалисты в сфере Digital.
На фрилансе совсем не обязательно даже выбирать конкретную специализацию. Можно выполнять простейшие задачи типа обработки изображений или обзвона базы клиентов — для этого не нужны специальные знания, как в случае с работой таргетолога или маркетолога.
Как строится работа на фрилансе
Ищите клиентов, выясняете задачу, договариваетесь об оплате. И если вас все устраивает, начинаете работать. У каждого заказа есть дедлайн — срок сдачи. Если не успеете вовремя закончить работу, клиент может не принять ее и передать заказ другому фрилансеру: получается, что вы зря потратите время и не получите денег.
Где брать клиентов
Есть разные способы поиска клиентов на фрилансе. Можно начать с бирж и добиться там успеха. Биржи фриланса — места, где клиенты выставляют задачи, а фрилансеры подают заявки на их выполнение. Это как тендеры: если выбрали вас, выполняете работу и получаете деньги.
В свободном плавании лучше — клиенты обычно предлагают более высокую оплату. Но новые задачи придётся искать самостоятельно. Это несложно — клиенты есть везде:
- руководители отделов каких-то компаний могут публиковать посты о поиске исполнителей в социальных сетях;
- в группах для фрилансеров в соцсетях тоже есть множество объявлений;
- на рекрутинговых онлайн-платформах типа hh.ru есть вакансии, на которые может претендовать фрилансер;
- каналы в Telegram с вакансиями в сфере digital каждый день публикуют что-то новое;
- компании, которым нужны исполнители, могут публиковать информацию на своих сайтах в разделе вакансий.
Сначала придётся много работать над поиском клиентов. Потом, если будете качественно выполнять работу, они будут приходить к вам сами по сарафанному радио.
Популярные фриланс-площадки

Биржи фриланса
Weblancer — биржа фриланса для специалистов разных направлений. Можно найти заказы в сфере веб-дизайна, программирования, SEO, копирайтинга, бухгалтерии и многих других. Чтобы подавать заявки на заказы, нужно зарегистрироваться.
Kwork — фриланс маркетплейс, где вы сами размещаете услуги на виртуальной витрине. Для получения заказов нужно зарегистрироваться на сервисе и для каждой своей услуги создать кворк — карточку с описанием услуги.
FL — сайт для начинающих фрилансеров. Здесь найдется работа для специалистов из разных областей. Есть проекты для маркетологов, дизайнеров, разработчиков, фотографов. Чтобы приступить к выполнению заказов, пройдите регистрацию и заполните портфолио.
Очень удобно, что сразу после регистрации сервис делает подборку заказов по вашей специализации.
Upwork — международная биржа фриланса. Работа в сервисе разделена по категориям: «Разработка», «Дизайн», «Финансы», «Техподдержка», «Копирайтинг», «Юридические услуги», «Продажи и маркетинг». Есть проекты с почасовой и фиксированной оплатой. Комиссия сервиса — 20%. Если с одного клиента вы суммарно заработали 500 долларов, комиссия снижается до 10%. Чтобы комиссия была 5%, вам нужно суммарно заработать 10 000 долларов с одного клиента.
Freelancer — еще одна известная международная биржа фриланса. Можно найти заказы в самых разных тематиках. От простых задач типа рассылки сообщений в мессенджере до создания приложений и чат-ботов. Для поиска работы необходимо зарегистрироваться, заполнить профиль и указать свои навыки. В соответствии с ними сервис подберет подходящие для вас проекты.
На бирже также можно размещать работы на «витрине», так заказчики могут сами найти подходящего исполнителя
Fiverr — площадка для фрилансеров со всего мира. Особенность этой биржи в том, что не заказчики размещают свои задачи, а фрилансеры размещают свои услуги. Категории, в которых можно разместиться: «Дизайн», «Маркетинг», «Копирайтинг и переводы», «Видео и анимация», «Музыка», «Разработка», «Работа с данными», «Бизнес», «Образ жизни».
Размещение услуг бесплатное, но сервис забирает себе 20% от каждой сделки. После заполнения профиля вам предложат пройти бесплатный онлайн-курс о том, как продавать свои услуги на бирже.
Telegram каналы с вакансиями
WORK ON — канал с вакансиями для фрилансеров. Много вакансий, связанных с соцсетями. Например, менеджер блогера или сторисмейкер. Есть предложения для таргетологов, дизайнеров, копирайтеров. Помимо вакансий, на канале размещают резюме. Разместить свое резюме можно, написав администратору канала. Стоимость размещения — 450 рублей.
Freelance Choice — медиа с вакансиями для копирайтеров, SMM менеджеров, журналистов и редакторов. Здесь есть не только предложения от заказчиков, но и полезные материалы для пишущих, анонсы творческих конкурсов и новости по маркетингу и редактуре.
Фриланс Таверна — канал с проектами для фрилансеров из разных ниш. Есть вакансии для верстальщиков, дизайнеров, менеджеров по продажам, копирайтеров, контент-менеджеров, разработчиков и других специалистов. На канале можно разместить свое резюме. Стоимость публикации — 600 рублей.
После размещения резюме остается на канале навсегда. Если вы поставите тег с вашей специализацией, например, #копирайтер, заказчик сможет в любое время найти вас в поиске.
Текстодром — агрегатор вакансий для копирайтеров, редакторов, SMM, SEO, PR, переводчиков и журналистов. Ежедневно утром и вечером на канале публикуют новые проекты. Также у агрегатора есть свой блог с полезными статьями.
Норм работа — канал с вакансиями для фрилансеров и удаленщиков, много предложений на полную занятость. Задачи и проекты очень разнообразные, но больше всего вакансий на канале размещают для копирайтеров, маркетологов, SMM специалистов и менеджеров по продажам.
Налоги для фрилансеров
Многие фрилансеры работают неофициально и не платят налогов, поэтому не накапливают пенсионные. Но это незаконно и недальновидно. Если планируете серьёзно зарабатывать на фрилансе, а не брать подработки один-два раза в месяц, лучше оформить всё официально.
Можно стать самозанятым фрилансером и платить 4–6% от дохода или индивидуальным предпринимателем, платить 0–15% в зависимости от формы налогообложения и получать потом пенсию. У ИП она будет, потому что предприниматели платят за себя страховые взносы. Самозанятые получат пенсию, только если сами делают отчисления в ПФР.
Книги, которые помогут вести переговоры и договариваться с клиентами:
- «Нет отбоя от клиентов», Майкл Порт;
- «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз;
- «Искусство объяснять», Ли ЛеФевер;
- «Психология убеждения», Роберт Чалдини;
- «Сначала скажите “нет”», Джим Кэмп;
- «Договориться можно обо всем» Гевин Кеннеди.
Заключение

И все же — как стать фрилансером?
Можно взять пару легких заданий, не требующих каких-то специальных навыков.
Если хотите выбрать конкретную специализацию, сначала лучше получить профессиональные навыки в ней: научиться настраивать рекламу, писать полезные статьи или же делать макеты сайтов.
Например, можно пройти курс дизайнера-фрилансера от Skillbox: на нём вас научат не только основам дизайна, но и поиску клиентов и выстраиванию отношений с ними.
Вам будет интересно:
.